Рождество роспись в храме


Опубликовано: 22.09.2017, 23:26/ Просмотров: 1543

Пройдя через монастырские ворота, мы оказываемся прямо перед собором Рождества Пресвятой Богородицы. Это одна из самых старых построек обители. Место для строительства собора было выбрано самим преподобным Арсением в 1421 году. Решение перенести собор и обитель на новое место, подальше от берега Ладоги, было принято после наводнения на месте, где первоначально был возведен монастырь. После этого собор неоднократно разорялся и отстраивался заново. Существующая ныне постройка, по-видимому, уже четвертая на этом месте.

Первый деревянный собор, построенный ещё самим Арсением, сгорел в пожаре 1574 года, когда островом в первый раз завладели шведы, а монастырь был разорён и сожжён дотла.

Когда монахи вернулись на остров в конце XVI века, собор был отстроен вновь, уже в камне. Коневский монастырь был в числе немногих обителей Русского севера, где началось каменное строительство.

В 1610 году шведы вторично завладевают островом Коневец. Каменный собор был разобран до основания, а строительный материал увезён в г. Кексгольм (нынешний Приозерск) и использован для строительства кирхи и крепостных укреплений. Северная война 1700-1721 годов вернула некогда принадлежавшие России Приладожские и Карельские земли. В 1760 году строительская должность в Коневском монастыре была поручена иеромонаху Игнатию, а сам монастырь, по его просьбе, признан независимым от Деревяницкого. В 1762 году о. Игнатий получает от архиепископа Дмитрия разрешение воздвигнуть новый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы на средства благотворителей. В 1766 году, уже при игумене Тарасии, переведенным из Валаамского монастыря, было окончено строительство одноглавого каменного собора с рождество деревянным куполом. Собор был обнесен деревянной оградой с башенками на углах и имел три престола: Рождества Богородицы (центральный), иконы Владимирской Божией матери (северный) и трех святителей (южный), в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Уже к концу XVIII века собор находился в обветшавшем состоянии. В 1798 году настоятельский пост занял иеромонах Варфоломей. В 1799 году в своем сообщении митрополиту Гавриилу он говорит о желании перестроить обветшавший собор, однако, постройка было отложена на год «за неимением плана».

Строительство было начато в мае 1800 года. План строительства составил иеромонах Сильвестр, обладавший необходимыми для этого знаниями и подготовкой. В качестве основы проекта собора был взят уже имевшейся тогда в епархии проект некоторого храма, автором которого был столичный архитектор Степан Гаврилович Иванов. О. Сильвестр искусно переработал этот проект для строительства на Коневце, чем впоследствии «снискал себе похвалу от знакомых архитекторов».

В архитектурном плане собор следует традициям древнерусского зодчества, представляя собой двухъярусный восьмистолпный храм с выступающей алтарной частью в виде трех полукружных апсид, центральным кубическим объемом и притвором в западной части. Центральный объем венчают пять куполов на восьмигранных барабанах (четыре боковые деревянные главы декоративны, с нарисованными окнами). Силуэт куполов с главками, форма окон, дугообразных карнизов над ними, пилястр навеяны архитектурным стилем барокко, ещё недавно господствовавшим в зодчестве Петербурга. А треугольные фронтоны, завершающие фасады, тяга, разделяющая этажи и украшенная зубцами («сухариками») — черты набравшего силу классицизма.

За год был выстроен и перекрыт деревянной крышей первый этаж. Однако отсутствие средств не позволило завершить постройку.

Начатое строительство продолжает иеромонах Дамаскин (переведен с Валаама), ставший настоятелем после о. Варфоломея в 1801 году. В 1802 году на деньги, пожертвованные императором Александром I, он достраивает второй этаж и завершает отделку первого. В том же году 12 июня нижний храм был освящена во имя Сретения Господня.

Этот храм был зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение. До 1940 года главный придел храма сохранял резной с колоннами золоченый иконостас в три яруса: с левой стороны замечательных по резьбе царских врат находилась икона Коневской Божией матери, над ними — «Тайная Вечеря», во втором ярусе — иконы праздников, а в третьем — св. Апостолов. В 1830 году в храме освящен южный придел во имя Коневской иконы Божией Матери. Силами петербургских реставраторов иконостас оказалось возможным полностью восстановить.

Верхний храм был устроен как летний. Он был прекрасно освещен двумя рядами окон и представлял собой традиционную для России крестово-купольную церковь с восемью квадратными столбами. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был уже при настоятеле Иларионе в 1809 году, при содействии христолюбивого петербургского купца Я. В. Кривоносова, пожертвовавшего 4 тыс. рублей ассигнациями. А в день памяти преподобного Арсения, 12 июня, верхний храм был освящен, как и древний, в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Радостный и торжественный вид имело его убранство. Иконостас был выполнен в классическом стиле, выкрашен белой краской и декорирован золоченой резьбой. Резьба украшала царские врата и оклады икон двух ярусов. На горнем месте алтаря в серебряных облаках с золотыми лучами на крыльях двух золотых херувимов помещен был увеличенный список чудотворной Коневской иконы. В 1830 году стены храма были расписаны в академической манере, возможно, монастырскими художниками.

Ряд икон в храме принадлежал кисти знаменитого русского и украинского художника Владимира Лукича Боровиковского (ныне утрачены).

В конце 60-х годов XIX века к собору с западной стороны была сделана пристройка с башенкой Так появилась дополнительная площадь для ризницы, а вход на второй этаж стал закрытым.

Планы построенного при преподобном Арсении крестово-купольного храма и нынешнего (кроме западной его части) полностью совпадают. Высота собора с крестом — 34 метра, ширина — 19 метров (с папертью и крыльцом — 44,5 метра). «Собор сей, построенный в виде корабля, очень красив и величественен; снаружи многооконными стенами, своей легкостью и веселым видом он напоминает постройки Растрелли», — пишет один из авторов историко-статистического описания монастыря.

В настоящее время нижний храм отреставрирован, и в нем совершаются регулярные богослужения. Верхний храм очень сильно пострадал в годы советской власти и потому сейчас ожидает своего восстановления. От прежнего великолепия ныне уцелел только остов иконостаса. Частично сохранились остатки росписи. Службы в нем проходят один раз в год, 21 сентября — на престольный праздник обители, в Рождество Пресвятой Богородицы.

В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря — рака с мощами преподобного Арсения и список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери.


Источник: http://konevets.ru/media/vidy/sobor-rozhdestva-bogorodicy/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Роспись храмов, мозаика, иконопись.: Роспись храма Рождества Мастер-класс изготовление лэпбука для педагогов доу

Рождество роспись в храме Рождество роспись в храме Рождество роспись в храме Рождество роспись в храме Рождество роспись в храме Рождество роспись в храме Рождество роспись в храме

Похожие новости